8 (4832) 92-37-07

Брянский район,д.Добрунь, ул.Юбилейная,д.31А

Без выходных, с 9:00 до 22:00



Инфа

Убедительная просьба к занимающимся при посещении МБУ "МФОК Брянского района" д.Добрунь предъявлять медицинскую справку.

Сафронова Валентина Ивановна.jpg

Валентина Ивановна родилась в 1918 году в деревне Тешеничи Брянского района. Училась в средней школе № 15 (сегодня лицей № 27 имени Героя Советского Союза И.Е. Кустова) Работала пионервожатой в Белобережской школе, а затем старшим контролером в городской сберегательной кассе.

Когда грянула Великая Отечественная Валя вступила в Брянский городской партизанский отряд, где проявила себя талантливой разведчицей. Дважды переходила линию фронта, доставляя нашей армии важные разведданные и захваченные у врага документы.

Ее называли дочерью Брянских лесов. Она была смелой, находчивой и бесстрашной разведчицей...

В ноябре 1941 года разведчица проникла с листовками в здание городского театра, где происходило совещание гитлеровцев. Когда отключили свет, девушка в темноте сбросила с балкона кипу листовок и закричала: «Да здравствует Красная Армия! Смерть немецким оккупантам! В театре поднялся переполох. Гитлеровцы бросились на поиски смельчака, но Валя благополучно скрылась.

Отважная девушка доставляла в Брянск взрывчатку, магнитные мины, добывала ценные сведения о системе воздушно-зенитной обороны, о движении эшелонов противника через железнодорожный узел.

В декабре 1942 года, к полету в партизанский отряд им. Кравцова готовился большой самолет «Дуглас», который должен был доставить оружие, боеприпасы, обмундирование, продукты питания. На нем возвращались в отряд командир разведки Денис Щуко, адъютант Валентин Корчагин. С ними летела и Валя Сафронова. Самолет приземлился в деревне Смелиж — партизанской столице. На партизанском аэродроме прилетевших встретили: командир роты Михаил Исаков и партизан Федор Дедков. Доставленный груз с «Большой» земли уложили на подводы и ночью отправились в расположение отряда.

На рассвете остановились на отдых в землянке, оставленной партизанами. На тревожный крик часового - «Немцы!» - Валя выскочила последней. Увидела, что к землянке идут женщины и дети. - Да это же свои! - подумала она. Но тут же различила за спинами женщин прячущихся в маскировочных халатах гитлеровцев. Ах, гады, прикрылись женщинами и детьми!»...

Вале не хватило двух-трех шагов, чтобы укрыться за холмом землянки. Вражеская пуля свалила ее на снег. Но долго еще не умолкал ее автомат...Тяжело раненная, истекающая кровью девушка была схвачена немцами. Они могли бы ее тут же расстрелять. Но орден Красной Звезды, привинченный к гимнастерке, и именной автомат подсказывали гитлеровцам, что это была не простая партизанка.

О том, как погибла Валя Сафронова, достоверных сведений не сохранилось. В 1943 году одна старушка из придеснянской деревни Уты рассказала, что у нее в доме квартировался немецкий врач-офицер. Однажды в декабре 1942 года к нему доставили израненную молодую девушку-партизанку, без памяти, с орденом на гимнастерке. Врач говорил, что девушка эта была вооружена именным оружием. Командование приказало врачу вылечить ее. Потом из города приезжали еще врачи и офицеры. Придя в себя ночью, девушка срывала бинты. Кровь заливала всю постель. От пищи и от лекарства девушка категорически отказывалась. Она была очень слаба и часто теряла сознание. Потом немцы положили ее в машину и увезли....

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны Сафроновой Валентине Ивановне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Николай Иванович Чувин.jpg

Родился Николай Иванович 5 мая 1919 года в деревне Тимоновка Брянского района. Очень рано потеряв отца, будучи ещё совсем ребенком, ухаживал за тяжело больной матерью, а после ее кончины на его плечи легли все заботы по дому о четырех младших братьях и сестрах.

Закончив Тимоновскую начальную школу, учился в Супоневской семилетней школе. Работал разнорабочим на Брянском заводе им. Кирова («Брянский Арсенал»), а затем учеником слесаря-штамповщика, параллельно занимался в Брянском аэроклубе.

После окончания Чугуевского военного авиационного училища в 1941 году, получил квалификацию летчика-штурмовика.

Выпуск 1941 -го года считается золотым в истории Советской авиации. 59 выпускников, в том числе и Чувин, стали Героями Советского Союза, четверо из них — дважды, а будущий маршал авиации и самый результативный советский ас Иван Никитович Кожедуб — трижды.

С первых дней Великой Отечественной войны оказался на фронте. Уже в конце 1941 года участвовал в боях в должности заместителя командира эскадрильи 6-го гвардейского штурмового авиационного полка, действовавшего на 1-ом Прибалтийском фронте.

Он летал на самолетах-истребителях «И — 16», и на самолете-штурмовике «Ил — 2», который в последствии наши летчики называли «Илюшей», а немцы - «черной смертью» за то, что советские летчики, летавшие на этих самолетах, бомбили и штурмовали только с бреющего полета и метко, без промаха поражали цель.

Однажды в октябре 1941 года командир полка поставил задачу вылететь в район Тулы и провести штурмовку танковой колонны

генерал-полковника Гейнца Вильгельма Гудериана. На боевое задание отправился на рассвете, и вскоре увидел на земле немецкие танки. Их экипажи еще спали. Удачно сбросив бомбы, выпустил по колонне снаряды и «полил» из пулемета разбегавшихся фашистов. Но они пришли в себя и открыли ураганный огонь. Он начал маневрировать и уходить в сторону. Неожиданно появились три немецких истребителя и окружили сверху, слева и справа самолет Николая Ивановича. Казалось выхода нет…

Увидев впереди речушку с высокими берегами, нырнул в ее русло и тут же перешел на бреющий полет и, почти касаясь винтом воды, добрался до своих. Еле выбравшись из надежного «Ил-2», летчик, не снимая парашюта, устало сел на землю. Подбежавшие командир полка и инженер насчитали 274 пробоины, из них 15 имели диаметр 15 — 20 см. Врач полка хотел отвести пилота в медсанчасть, но он отказался и тихо сказал: «Только в столовую. Есть хочу!».

Бои под Ржевом, Смоленском, Брянском, Москвой, Киевом, Уманью, фронты — Западный, Юго-западный, Калининский, 1 - й Прибалтийский,

3 -й Белорусский... 223 боевых вылета совершил гвардеец Николай Иванович Чувин ! На его счету 11 сбитых вражеских самолетов, десятки уничтоженных фашистских танков, бронетранспортеров, железнодорожных составов, складов с боеприпасами, автомашин с войсками и техникой. И это на штурмовике, хотя и бронированном, но ведущем атаки на высоте бреющего полета — всего каких — то 20-30 метров, кода по тебе стреляют.

Родина высоко оценила боевые заслуги Николая Ивановича Чувина. 13 апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. «Бесстрашный, высокого мастерства воздушный воин», - так записано в представлении к званию Героя Советского Союза. Награжден тремя орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы»....

После войны, окончив военно-воздушную и военно-политическую академию, долгое время работал за границей, в том числе и в Монголии. В 1950 году поступил в Военно-политическую ордена Ленина Краснознаменную академию имени В. И. Ленина и 1954 году окончил ее, получив диплом с отличием по военно-воздушной специальности. С 1962 по 1982 год работал в Государственном комитете по внешним экономическим связям.

Умер легендарный летчик в возрасте 94-х лет 13 ноября 2013 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Михаил Петрович Ромашин.jpgМихаил Петрович Ромашин родился 24 ноября 1905 года в деревне Крыловка Брянского района, в многодетной семье рабочего. Пятнадцатилетним подростком в 1917 году начал самостоятельную жизнь. Трудился на Брянской канатной фабрике. В 1926 году четыре года работал фрезеровщиком Брянского паровозостроительного завода «Красный Профинтерн». До Великой Отечественной войной работал секретарем Брянского райкома партии.

В октябре 1941 года райком партии утвердил его командиром Брянского районного партизанского отряда. Начинать воевать с фашистами Михаилу Петровичу пришлось с отрядом, который насчитывал около 20-ти человек. Численность отряда начала быстро расти. Военные операцииприобретали все больший размах, становились все более дерзкими.

В поселке БРЭС (Белые Берега) в 1942 году был объявлен приказ командира немецкого гарнизона, где сообщалось, что за выдачу или поимку командира партизанского отряда Ромашина «будет выдана награда 1000 рублей деньгами, дом, две коровы и две лошади».

Звания Героя Советского Союза Михаил Петрович удостоен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1942 года, как прославленный партийный партизанский военачальник.

В конце декабря 1942 года Брянский районный партизанский отряд вошел в состав вновь сформированной партизанской бригады им. Щорса; в нее вошли также отряды имени 26-ти Бакинских комиссаров, им. Щорса, им. Баумана, им. Лазо. В бригаде им. Щорса насчитывалось около 1 тысячи бойцов, командиром ее был назначен Герой Советского Союза Михаил Петрович Ромашин.

Одной из ярких боевых операций бригады, конечно же, является захват и взрыв Выгоничского «Голубого моста». Подготовку, общее командование операцией, непосредственный захват и взрыв моста блестяще осуществил Михаил Петрович 8 марта 1943 года. В результате этой операции на целый месяц прекратилось движение по железной дороге Брянск — Гомель, что очень было важно для боевых действий Брянского фронта. О взрыве «крупного железнодорожного моста партизанскими отрядами под командованием Р.» ( Ромашина) 14 марта 1943 года сообщило Совинформбюро, а военные историки после войны опубликовали об этой операции научные статьи и монографии.

Для Михаила Петровича боевая операция «Голубой мост» стала последней, так как в мае 1943 года Орловский обком партии отозвал его из бригады и назначил председателем Орловского облисполкома.

После создания Брянской области он возглавил Брянский облисполком. Перед уходом на пенсию заведовал отделом в Калининградском обкоме партии.

Умер Герой Советского Союза Михаил Петрович Ромашин 9 сентября 1964 года, похоронен на центральном кладбище Брянска. В городе Брянске в память о Герое есть улица, которая носит его имя.

 

Мишкин Николай Тимофеевич.jpgНиколай Тимофеевич родился 15 октября 1922 года в деревне Меркульево Брянского района. Учился в фабрично-заводском училище в городе Бежице, работал фрезеровщиком на Брянском машиностроительном заводе.

Окончил Хотылевский сельхозтехникум, работал агрономом в родном селе. Перед войной поступил в Орловское бронетанковое училище. Здесь и застала его Великая Отечественная война. Доучиваться пришлось в городе Горьком, куда было перебазировано училище.

В годы Великой Отечественной войны Николай Тимофеевич храбро сражался в боях на 2-ом Украинском фронте. К сентябрю 1944 года старший лейтенант Николай Мишкин командовал ротой 181-й танковой бригады 18-го танкового корпуса 53-й армии 2-го Украинского фронта. Будучи командиром танкового взвода уничтожил несколько пушек и танков противника. Несколько раз был тяжело ранен, лечился в госпиталях, но вновь и вновь возвращался в строй.

После разгрома Ясско-Кишинёвской группировки врага войска 2-го Украинского фронта успешно преодолели Карпаты. Командир соединения полковник Индейкин вызвал в штаб старшего лейтенанта Николая Мишкина и поставил перед танковой разведывательной ротой задачу: установить огневые позиции противника в направлении венгерского города Бекешчаба и румынского города Арад. 

Выполняя эту задачу, рота попала в сложную ситуацию, практически — в окружение. Советские войны проявили в этом бою исключительные мужество и отвагу. Ими было уничтожено 18 противотанковых орудий, 30 автомашин и около 400 гитлеровских солдат и офицеров. В бою танк старшего лейтенанта вражеским снарядом был подожжен, водитель из-за полученных ран не мог управлять машиной. Тогда Мишкин сам сел за управление и на горящем танке, гусеницами, уничтожил 6 орудий, 8 автомашин, до 40 солдат и офицеров противника. Второе попадание снаряда остановило сердце героя...

С воинскими почестями танкисты похоронили отважного воина в селе Сфантул-Паул (5 километров севернее города Арад).

24 марта 1945 года Мишкину Николаю Тимофеевичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза посмертно.

 

Глазов Иван Матвеевич.jpgИван Матвеевич родился 1 августа 1919 года в посёлке Чистяково Брянского района, в семье крестьянина. Окончил восемь классов школы, затем курсы электромонтёров, после чего работал по специальности. В 1940 году Глазов был призван на службу в Красную Армию. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов, а в 1942 - году Высшую школу штурманов и летчиков авиации дальнего действия.

Воевал на бомбардировщике «Ил-4». Участвовал в бомбардировках скоплений войск и боевой техники противника на железнодорожных узлах Брянск, Унеча, Киев, Могилёв, аэродромах Витебск, Орёл, Орша, Сеща, Полтава. Принимал участие в Курской битве, Смоленско-Рославской Белорусской операциях. Участвовал в освобождении Венгрии, Прибалтики, бомбил Кёнигсберг и Берлин.

К июлю 1944 года гвардии лейтенант Иван Матвевич Глазов был заместителем командира эскадрильи 17-го гвардейского авиаполка 6-ой гвардейской авиадивизии 1-го гвардейского авиакорпуса Авиации дальнего действия (АДД СССР).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за «успешно выполненные 210 боевых вылетов и проявленные при этом отвагу и мужество гвардии лейтенанту Глазов Иван Матвеевич был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Последний боевой вылет полка в котором погиб гвардии капитан Иван Матвеевич Глазов, состоялся 30 апреля 1945 года. В этот день полк в составе дивизии наносил бомбовые удары по железнодорожному узлу и крупной военно-морской базе немцев на Балтийском море по городу Свинемюнде. Этот важный узел коммуникаций противника был прикрыт средствами противовоздушной обороны; в нем шла эвакуация войск, техники и населения. Самолёт Ивана Матвеевича Глазова был подбит зенитным огнём при отходе от цели после успешного выполнения боевой задачи, но пилот сумел вывести практически потерявший управление самолет из зоны огня. Видя, что машина вот-вот упадёт, капитан Глазов дал команду экипажу покинуть борт самолёта. Сам он до последнего момента оставался в воздухе, стараясь выиграть считанные секунды, чтобы спасти жизнь членов экипажа – своих товарищей. Когда капитан убедился, что все они покинули падающий самолёт, он уже не мог воспользоваться парашютом и спастись. Была слишком малая высота. Оставшихся в живых членов экипажа: штурмана, воздушного стрелка-радиста и воздушного стрелка подобрали наши наступающие войска. Лётчика с ними не было. Он погиб вместе с самолётом.

Похоронен в братской могиле в городе Бялы-Бур Западно-Поморского воеводства Польши.